Все самое важное о маркировке рекламы

С 1 сентября 2023 года вступили в силу новые штрафы за нарушения в маркировке рекламы. Теперь за отсутствие токена, ошибки в данных или задержку передачи информации физлица могут получить штраф до 30 000 рублей, а компании — до 500 000 рублей.
В статье разберём:
- Какие материалы обязательно маркировать
- Как отличить рекламу от обычного информирования
- Какие штрафы грозят нарушителям
- Что делать с размещениями без токена
А ещё расскажем о нюансах саморекламы в соцсетях, новых возможностях сокращения ссылок и почему email-рассылки пока остаются в стороне от закона.
Как изменились штрафы
Роскомнадзор (РНК) обновил суммы штрафов за нарушения закона: если маркировку не сделали вовсе, предоставили данные с задержкой или с ошибками в оформлении. Так закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ с 1 сентября 2023 года дополнили частями 15, 16 и 17. Наказанием для физлиц станут штрафы до 30 000 рублей, для юрлиц — до 500 000.

Что следует маркировать
19 июля 2023 года вышло официальное разъяснение о порядке учета рекламы. Самые ключевые поинты напишем ниже, а также перечислим новые суммы штрафов для нерадивых рекламодателей.
Перед вами точно рекламное сообщение, если в нем есть призыв к целевому действию: купить, заказать обратный звонок, получить скидку и т.д. Или же есть описание УТП, например: лучшая цена, особые возможности, уникальные характеристики. В общем, любое выделение товара или услуги считается рекламой, а не информированием.
Отдельная история — если вы размещаете информацию на собственном сайте или в соцсетях. В целом ФАС говорит, что это считается просто информированием. Но, если какой-то конкретный товар или услуга, опять же не выделяются отдельно. Или не проводится какая-то особая акция. Такие сообщения тоже нужно маркировать.

Вопрос, как отличать саморекламу от информирования, остается насущным. Сейчас группу ФАС ВКонтакте недоумевающие пользователи заваливают вопросами. Сммщик ведомства зашивается, цитирует закон, предлагает послушать подкаст с экспертами, но в целом тоже ничего внятного ответить не может (без обид, мы понимаем почему).

Что известно точно
1. Следует удалить все вечные размещения без токена. Если вы размещали рекламу с 1 сентября 2022 года без маркировки, и она до сих пор висит на сайте, в блоге или в ленте, его надо удалить или пересоздать уже с токеном. Таким образом в рекламном поле не останется незарегистрированной рекламы.
2. Можно сокращать ссылки. РКН официально разрешил использовать сервисы, чтобы ссылки в рекламных сообщениях выглядели привлекательно.
3. Ресайзы отдельно маркировать не нужно. Изменение размера и формы без изменения содержания и конечной ссылки не будет считаться рождением новой рекламы.

Как и через кого делать маркировку
Чтобы приступить к маркировке, нужно зарегистрироваться в базе РКН, а потом получить доступ в личный кабинет у одного из оператора рекламных данных (ОРК). Вот их список:
Яндекс ОРД
Вконтакте ОРД
Медиаскаут (МТС)
Озон ОРД
Орд-А
Первый ОРД
А что такое токен, где его получить, как передать в ЕРИР и другие страшные вещи вы можете узнать в нашей прошлой статье, посвященной новому закону.
Хорошая новость
На обочине закона о маркировке с довольной улыбкой остался email-маркетинг. Рассылка писем по своей базе пока что не нуждается в маркировке. Откуда вы взяли адреса подписчиков, в целом, никому не интересно. Вероятно, этот факт придаст новый виток развития email-маркетингу (что хорошо) и подарит второе дыхание распространителям спама (а вот это не очень).