Новые российские мессенджеры Макс и Молния: репутация и приватность — что на деле
Мы не полезем в шифры и протоколы. А разберём, как Макс и Молния продают себя: какие смыслы вкладывают в рекламу и какова реакция общественности. Смотрите, как маркетинг делает выбор за пользователя ещё до релиза.
С 13 августа власти частично ограничили аудио и видеозвонки в зарубежных WhatsApp и Telegram, параллельно продвигая переход на отечественные решения. По данным опроса SuperJob, опубликованного CNews, лишь 36% респондентов поддержали ограничения на звонки. При этом одобрение выше у старших возрастных групп, ниже — у молодёжи.

Новый отечественный мессенджер Макс от VK с марта 2025 проходит бета-тестирование с официальным запуском «в начале осени».Также в инфополе появился анонс ещё одного супераппа — «Молния» от Red Soft и Passion Tech.
Ключевые посылы интернет-рекламы
Интернет-реклама Макс строится вокруг тезиса «связь работает там, где обычно плохо ловит». В инфлюенсер-маркетинге отмечались интеграции у Инстасамки и Вали Карнавал, а также в клипе Егора Крида. Они-то и стали триггером волны шуток и обсуждений. Мем «ловит даже на парковке» стал вирусным. Потому что, ничто не объединяет общество так надёжно, как коллективное сомнение в рекламном обещании.

Hi-Tech Mail.ru собрал подборку самых популярных шуток про российский мессенджер MAX, подчеркивая, что аудитория ехидничает над амбициями сервиса и безопасностью данных, а слоган превратился в универсальную насмешку.

«Мемепедия» описывает феномен как «огромный пласт шуток» и связывает его с максимально агрессивной рекламой. «Мемепедия» также фиксирует, что вместе с мемами всплывают опасения о слежке и цензуре — это бьёт по доверию к продукту.
YouTube Shorts и TikTok наполняются роликами с критикой недостаточной приватности и «парковочными» шутками.

Сарказм общественности подкрепил факт, что маркетологи Макса накручивают оценки в App Store. За отзыв на 5 звёзд платят 15 рублей на бирже комментариев QComment.

Интересно, вакансия, которая появилась 8 августа на hh.ru после рекламной кампании MAX и её последствий, просто совпадение? Или всё же где-то в кулуарах мессенджерского Олимпа кто-то решил найти человека, способного разобраться, что делать с мемной радиацией?

У «Молнии» пока преимущественно анонсная коммуникация в СМИ. Позиционируется как новый отечественный суперапп «всё-в-одном» (общение, короткое видео, платежи, даже трансграничная торговля). Отечественный софт, заявляются шифрование по ГОСТ и хранение данных в РФ. Запуск по отдельным источникам планируется на 4 сентября.
В Google play существует приложение с названием Молния, выпущенное еще в 2023 году. Рейтинг — живой укор: 1,9 балла. С новым проектом, как и с работой вообще, не связано.
По функционалу выглядит как брат-близнец Макса от VK. Оба — наследники китайского WeChat, где всё в одном флаконе.

Как пишет Хабр: «Заявку на регистрацию подали более 500 тысяч человек». Что либо говорит о высоком интересе, либо о прекрасно отлаженной пиар-машине.
Планы амбициозные: аудитория в 15 миллионов за 1,5 года. Амбициозно, особенно с учётом того, что пока нельзя даже скачать приложение, чтобы увидеть, куда всё это идёт.
Отдельные публикации приводят амбициозные цифры, например, 500 тыс. предрегистраций и планы инвестиций порядка $1,2 млрд.
Вот, что известно о разработчиках супераппа: компания Red Soft — российский разработчик IT-решений. В июне 2025 года компания вошла в партнерство с РОСТЕХом: её дочернее подразделение РТ‑Ред приобрело 30% в уставном капитале «Ред Софт».Passion Tech — российско-китайский производитель электроники, собвенником которого на 100% является Алексей Иванцов.
19 июня 2025 года Ред Софт и Passion сообщили о формировании совместного предприятия «Ред Интернэшнл».

Приложения «Молния» пока нет в сторах, нет сопоставимой мем-волны, и инфлюенсерских «виралок». Это означает дефицит мгновенного охвата, но и отсутствие токсичного мем-фона, который трудно перевернуть после старта.
Первые каналы в MAX: кто зашёл и зачем
За «витрину» площадки Макс отвечают городские и федеральные структуры России, создающие ощущение «там есть что читать». В середине августа присоединились мэр Москвы Сергей Собянин и Минтранс. Появился и отраслевой канал ФНС. Из больших медиа на площадке уже Первый канал.
Школьная платформа под названием «Сферум» завершила интеграцию в приложение MAX, запуск — с нового учебного года 2025/26. Санкт-Петербург объявил, что стал первым регионом, где городские службы переходят в новый мессенджер. Телеграм-канал Движение.ру пишет, что УК просят перенести общение домовых чатов в отечественный Макс. Письмо рассылает Госжилинспекция

Что даёт пользователю этот массовый, почти оркестровый заход? Во-первых, быстрый «скелет» контента, есть куда подписаться. Бесплатный инструмент удержания внимания. Во-вторых, сигнал доверия. Присутствие крупных ведомств России и федеральных СМИ показывает, что для официальных коммуникаций новый российский сервис рассматривают всерьёз. Эффект «пустой комнаты» после установки минимизируется. У «Молнии» этот этап впереди — оценивать набор каналов можно будет после фактического релиза.
Опасения пользователей
Главные сомнения вокруг безопасности MAX упираются в разные трактовки. Вот две, которые объединяют пользователей. Во-первых, формулировки официальной политики конфиденциальности (ред. 23.07.2025) о передачи данных третьим лицам подогревают скепсис насчёт приватности.

Во-вторых, вспыхивали слухи о «скрытом» использовании камеры, которые компания официально опровергла: доступ возможен только по действию человека (например, при видеозвонке).
Картину дополняют тревожные новости о мошенничестве.


Платформа на это отвечает «Безопасным режимом».
Есть еще сомнения о наличии сквозного шифрования. Кому интересно покопаться в коде — свежий обзор от 19.08.25 на Хабр.

Что касается безопасности второго отечественного сервиса, то в анонсах «Молния» заявляет шифрование «по ГОСТ-2021», хранение данных на серверах в РФ. В 2021 году стандартом шифрования данных в России является ГОСТ 28147-89, который описывает симметричный блочный шифр. Вероятно, речь о нём. Но из-за отсутствия приложения в основных сторах независимой проверки протоколов пока не представляли.
Законодательные инициативы и «паспорт в телефоне»
Летом 2025-го в РФ принят закон 156-ФЗ, создающий правовую основу для национального мессенджера; затем распоряжением правительства платформой базирования назначен российский MAX. Параллельно обсуждается «цифровое удостоверение личности» внутри MAX через связку с «Госуслугами» и Единой биометрической системой, о чем пишет «Парламентская газета».
Какие эффекты это даст — рост удобства или рост опасений — покажет практика.
Инициатив законотворцев вокруг Макса стало много и уже повлекло последствия. Когда тонкости предложений и их статус объясняются невнятно, люди на волне мемного и высмеивающего настроя достраивают «скользящую дорожку» сами. Как случилось с заявлением Александра Ющенко.
Вот его цитата изданию Абзац:

В цитате нет прямого указания, что все коды верификации должны проходить через мессенджер (только в тексте и заголовке статьи) и это будет обязательным условием, однако, разогнавшуюся сарказм-машину сложно остановить. Российский пользователь отреагировал соответствующей иронией:

Подобное поведение пользователей подогревает ощущение принуждения: звонки через конкурентов ограничили, обязательная предустановка, перенос домовых чатов и т.д. Психологическая реакция — сопротивление и высмеивание
На фоне насмешек и растущей критики сервиса российский портал Абзац публикует статью с таким заголовком:

Случай «секьюритизации» критики продукта: несогласие переводят в плоскость лояльности и даже «иностранного влияния». Обсуждение перестаёт быть про функциональность, а превращается в тест на правильность.

Репутационный тест для российских мессенджеров
Если коммуникация бренда строится вокруг ощущения «обязаловки», с фоном из запретов, агрессивной рекламы, ограничения функций конкурентов, которые не одобряет большинство, бренд начинает читаться как навязываемый инструмент, а не как полезный сервис. Хоть и бесплатный. И даже нейтральные новости воспринимаются с подозрением. На таком фоне маркетинговые приёмы уже не работают, а включается психология.
Если конкретно, то два известных механизма:
- Первый — эффект Стрейзанд: попытки стигматизировать или «проверять» критику неизбежно делают её заметнее и вируснее, усиливая мемы и внимание к уязвимым местам бренда, а не к его преимуществам.
- Второй, когда люди ощущают давление, максимально растет мотивация сопротивляться и высмеивать, даже если изначально отношение было нейтральным.
Российский MAX быстро собрал «скелет» из официальных каналов, охват через офлайн, но агрессивные кампании, сопровождающее искусственное ослабление конкуренции, мемы и попытки «секьюритизировать» критику бьют по репутации. Новый отечественный мессенджер «Молния» звучит альтернативно. Громкое, амбициозное обещание, пока не замаравшееся в мемах и критике. Но без приложения в сторах, это всё равно что хвалить роман, прочитав только название. Продолжаем наблюдать.
Где скачать мессенджеры Макс и Молния
Мессенджер Макс можно скачать по ссылкам:
Мессенджер Молния скачать пока нельзя, ждем официальный релиз.
Самые свежие обзоры и комментарии читайте в нашем Telegram-канале Нативная реклама: блогеры и посевы.













