Как целыми днями смотреть сериалы и зарабатывать на этом: история «Серийного Человека»

«Зажравшийся белый мужик с несколькими бизнесами переживает кризис среднего возраста, рассказывая в интернете про сериалы», — шутит про себя Макс, автор канала «Серийный Человек». Каналы приносят 150–200 тысяч рублей в месяц, но он считает это лишь небольшим бонусом к доходу от работы сценаристом. Как Макс дошел до такой хорошей жизни, читайте в нашем эксклюзивном интервью.
— Привет, Макс! Давай начнем с самого начала: что случилось, что ты вообще стал блогером? И как тебе удалось набрать первых подписчиков?
— Началось все в 2015 году, когда я работал директором по маркетингу в онлайн-кинотеатре. Я попросил своих подчинённых найти мне сериальных блогеров, но выяснилось, что таковых на рынке нет. И я очень расстроился. Потом в 2017 году появился Telegram, и на волне хайпа я завел собственный канал о сериалах «Серийный Человек». Меня ждал довольно быстрый рост, так как конкурировать особо было не с кем.
Как маркетолог, я изначально делал контент с пониманием того, что он должен отвечать на конкретный запрос аудитории. В моем случае это, во-первых, желание быстро найти что посмотреть по короткому обзору. Во-вторых, мотив сравнить свое сериальное мнение с чужим.
Я придумал слоган: «Я посмотрел все сериалы за вас, поэтому вам не обязательно». Он очень запал в сердца зрителям. Когда меня на улице узнают, повторяют его.
Потом в Телеграме стало тесно из-за ограничения знаков и чисто текстового формата. Я понял, что мне хочется что-то показывать, поэтому в конце весны 2019 года я завел канал на YouTube. Видеопродакшн требовал от меня найти собственный подход к работе. Я не хотел вкладывать в видео весь семейный бюджет, выматываться и быть бесконечно на нервах, поэтому остановился на формате, где я говорю на камеру и делаю простенький монтаж. Сейчас я пишу сценарий за один вечер, еще день снимаю, и мы быстро монтируем. Процесс стал достаточно простым, хотя тогда все это казалось чем-то невероятным.
Делать YouTube-канал было максимально отчаянно! Вышел первый видос, который набрал всего пару тысяч просмотров, — это был полный провал.
Помню, у нас тогда вышел обзор на «Чернобыль». Он уже неделю как висел на канале, ничего необычного не происходило. Мы сидели в баре с моей лучшей подругой и сопродюсером блога Ниной, пили пиво и немножко грустили. И кто-то из нас решил обновить ленту, а там вдруг под роликом уже 50 000 просмотров, потом 70 000, 80 000… И понеслось! Сериал заметили в наших медиа, начали про него рассказывать по телеку. Люди полезли в интернет, а там только мой обзор — больше ничего нет. И вся эта поисковая мощь рухнула на мой видос, фрагменты из него даже показывали в новостях по «России 24»! В итоге мы за сутки набрали 300 000 просмотров.
Тогда к нам пришло 20 000 живых подписчиков, которые остались с нами. Так канал устаканился, и мы продолжили работать уже с пониманием того, что чудеса бывают, но не обязаны повторяться. Сейчас у нас относительно стабильный результат.

Правда, количество на охваты не сильно влияет. У меня завалена личка — подписчики пишут, что не видят мои видео вообще. Я почти уверен, что YouTube скоро уберет опцию подписки, все идет к алгоритмической ленте а-ля TikTok, где тебе просто показывается контент, похожий на тот, что ты уже смотрел.
— Ты говорил, что сейчас снимать стало проще и быстрее. А сколько это стоит и как окупаются расходы на продакшн?
— Производство ролика стоит в лучшем случае 5000 ₽, обычно 7000–10 000 ₽, и это при том, что мы почти полностью сами все делаем. Реклама появилась только через полтора года активной работы: когда мы выпустили больше 50 роликов. Таким образом, я вложил где-то полмиллиона рублей, чтобы эта штука встала на ноги.
Когда пришла минимальная известность, появилась и стабильность в рекламе. Мы сразу выставили ценник за интеграцию 20 000 ₽, когда другие похожие каналы стоили по 10 000 ₽. Сейчас продаемся минимум за 50 000 ₽ (сложные интеграции могут стоить и 150 000 ₽), что тоже выше рынка, и не торгуемся. Если клиенту интересны именно мы, их цена устраивает. Мы не гонимся за количеством интеграций, нам важнее качество. Цена хорошо отсеивает ребят с посевами на миллиард каналов, которым пофигу, где и как будет рекламироваться их продукт.

В прошлом году я считал, вышло, что дело еще не окупилось. А вот сегодня уже, вероятно, смогло. Сейчас мы вообще живем в уникальной ситуации: эпоха официальной рекламы на YouTube ушла, поэтому иногда рекламодатели приходят, чтобы просто закрыть рекламную кампанию по цифрам охвата. То есть теперь мы выполняем функцию Google Ads, тупо монтируя прероллы в видео.
— Окей, про стоимость производства видео понятно. А что с рекламными бюджетами? Вы что-то делаете сейчас для продвижения? Закупаете рекламу или у вас только органика?
— Мы делали коллаборации с другими YouTube-каналами, закупали один раз размещение у «Кинокритики». Рекламу брали на тест, чтобы оценить выхлоп. Оказалось, что видео на органике набирают не меньше просмотров, чем с рекламой. Смысл тогда платить 30 000–45 000 ₽ за интеграцию? Так что мы полностью на органическом трафике. И никогда не использовали накрутки, чтобы пускать пыль в глаза просмотрами, хотя некоторые ютуберы этим грешат.
Вообще у YouTube самый крутой трафик — поисковый. Когда люди приходят по запросам из поисковика Google, видео улетает в рекомендации сразу, и все — это победа.
Что касается Телеграма, мы были у руля взаимного пиара, когда все только начиналось. С биржами не работаю, так как нет задачи зарабатывать. Есть задача делать классный контент для лучшей аудитории. Вот в этом году я придумал, как вырастить Telegram-канал. Планируем вырасти с 14 000 до 50 000 за пару месяцев. Хочу новогоднюю акцию провести, мы подготовились уже к ней, стартует в ноябре. Посмотрим, что получится.
— Я опять вернусь к таймлайну развития каналов. Что изменилось после 2022 года на рынке соцмедиа и в контенте?
— В плане денег летом у нас всегда затишье, потому что осенью традиционно сезон выхода самых интересных сериалов, в это время мы всегда на подъеме были — и до и после 2022 года. Раньше в хорошие месяца у нас от самого YouTube приходило 100 000–150 000 ₽, зато такой постоянной нативной рекламы, как сейчас, не было никогда. Я помню годы, когда для нас две интеграции подряд было событием. А теперь я обычно сразу снимаю две-три нативки наперед, чтобы несколько раз в студию не ездить, время не тратить.
— Что ты думаешь о блоге как об источнике дохода? Стоит ли игра свеч?
— Смотри, во-первых, я совладелец рекламного агентства, которое занимается полиграфией, сувениркой, плакатами, BTL в целом. Там мой друг — управляющий партнер, а я получаю дивиденды.
Помимо этого, я сценарист. А быть сценаристом в современной России — это мало того что интересно и приятно, еще и очень выгодно. Гораздо выгоднее, чем быть топ-менеджером. Скажем так: если канал приносит 150 0000–200 000 ₽, я получаю примерно 50% от этой суммы, и для меня это просто приятный бонус. Потому что часть дохода получает мой партнер Нина, плюс есть затраты на монтаж роликов и процент менеджера по работе с рекламодателями.
Как полноценно жить на эти деньги, я не представляю: у меня трое детей, а еще много разных проектов и хобби. Наверное, заработка с YouTube хватит, если вы одинокий человек и у вас нет кредитов, ипотек.

Но, кстати, канал мне помог в том, чтобы стать сценаристом. Когда я пришел на конкурс «Индустрия» Бондарчука, чтобы попасть в эту сферу, «Серийный Человек» стал хорошим аргументом, что я разбираюсь в сериалах. Оказалось, что среди сценаристов и режиссеров редко встречаются люди, которые смотрели вообще все, что выходит, а я как раз смотрел. И речь не только об американских и наших сериалах, я, в принципе, даже в турецких или, например, голландских сериалах разбираюсь. Так что блогерство пошло на пользу.
— Скажи, интересно ли продавать другие услуги, кроме интеграций? Как вообще видишь дальше развитие?
— Эта мысль последние два года меня посещает регулярно: что если набрать команду сценаристов, которые могут писать для канала не обзоры, а что-то более журналистское, исследовательское. А еще мы запускаем отдельный бренд одежды «Серийного», связанный с сериалами,— может быть, там что-то произойдет.

— А на какие каналы ты сам подписан? Что смотришь, читаешь? Или только сериалы?
— Я кино очень люблю, один фильм или один сериал в день точно смотрю, одну книгу в неделю читаю — у меня почти нет времени на просмотр каких-то каналов. Из YouTube разве что я подписан на канал про игры «Битый Пиксель» и на «Кино огонь» — замечательные ребята.
В Телеграме у меня подписка на Cut The Crap, Кинопоиск, Okko. Смотрю иногда новости у Темы Лебедева, он, кстати, прикольно делает интеграции: многие блогеры стараются, но выходит какой-то треш, а он просто по бумажке зачитывает, и норм. На канал AIWA подписался, нравится. Пару постов видел — живенько.
— Это очень приятно! Хочу еще от тебя рекомендации падаванам, которые только начинают свой путь в YouTube и Telegram. Что ты советуешь, как опытный джедай, чтобы новички были на стороне силы?
— Первое и главное — найти то, что любишь, но так, чтобы об этом не рассказывало еще десять тысяч человек.
Второй — терпение. Главное упереться рогом, не бросать, и через полгода-год канал даст результат.
Третье — это адекватность. Нужно понимать, что в каждой нише свой потолок охватов. Не везде будут миллионные просмотры, где-то и 100 000 очень хороший результат.
И, наконец, финансовая опора. Постарайтесь как можно дольше где-то работать, чтобы не умереть с голоду до тех пор, пока блог не начнет приносить деньги.
Для меня «Серийный Человек» — это своеобразная терапия от безумия нашего мира, такой маленький завод по ментальному здоровью.